«Роль отца в семье и воспитании детей»

Без названияИзучая значение мужчины  в современной семье, специалисты выделяют ряд основных позиций.        Как родитель,он несет ответственность за воспитание детей. Ему необходимо владеть навыками психологического и педагогического  воздействия, быть высоконравственным, компетентным, настойчивым и демократичным.
   Выделяются социальные и духовные потребности ребенка, на удовлетворение которых отец оказывает серьезное влияние: потребность в защите и любви, в авторитете, в образце мужского поведения.
   Исследования также выявили взаимосвязь между формированием отдельных способностей (математических) и наличием в семье отца.

   Отец представляет ребенку мир мысли, созданные человеческим трудом вещи, закон и порядок, дисциплину, путешествия и приключения. Ребенку все время, на всех этапах развития, необходим отец, однако, особенно он начинает нуждаться в отцовской любви, в его власти и руководстве, после шести лет.
   В раннем возрасте глубже появляется связь ребенка с матерью, а затем уже в дошкольном возрасте, все большее значение для правильной полоролевой идентификации приобретает отец.
   Дети, выросшие без отца, часто имеют пониженный уровень притязаний. У них выше уровень тревожности и чаще наблюдается невротизация характера. Мальчики из неполных семей труднее налаживают контакты со сверстниками, им труднее дается усвоение мужских половых ролей и соответствующего стиля поведения, Они чаще гипертрофируют мужское поведение, проявляют агрессивность и грубость.
   Не меньшее влияние оказывает отец на развитие девочки. Ученые доказывают наличие у детей потребности в отце или человеке, его заменяющем, в течение всей жизни. Ребенок, лишенный отцовского авторитета, может вырасти недисциплинированным, асоциальным, агрессивным в отношении взрослых.
   Маленький ребенок откровенно взывает к заложенному самой природой инстинкту защитника: смотри, я слаб, ты мне так нужен.
   Главное тут – не опоздать! Главное – буквально с первых дней воспитывать в себе и ребенке потребность проводить, как можно больше времени вместе.
   Когда вы строите дом из кубиков, возводите крепость из песка, чините сломавшуюся игрушку, гоняете по двору футбольный мяч, обсуждаете последние новости, каждый раз, вы внушаете своему ребенку то ощущение уверенности в себе, защищенности, которое нельзя сравнить ни с каким другим.Ребенок идет с этим ощущением через детство, через трудную пору отрочества, вступает в юность. И на всех жизненных поворотах его поддерживает сознание: мой отец все может, все умеет.
   Переходный период проходит безболезненно в семьях, где у папы и ребенка дружеские отношения с раннего детства, где ребенок уверен – отцу  все интересно в его жизни, где вместе читают, вместе путешествуют, где родители разделяют увлечения детей, будь то марки, выпиливание, рисование. И этот процесс протекает крайне болезненно в семье, где такого контакта нет, где сын с горечью говорит: «Папа меня не понимает».
   А таких примеров в жизни немало.
   Завоевание доверия ребенка не означает воспитание. Ребенок должен сам заговаривать о себе, приоткрыть свои сокровенные мысли и тайны, задать беспокоящие его вопросы. Но это возможно в том случае, если вы пойдете ему навстречу, и на прогулке расскажите, что тревожит вас на работе, что удалось вам сделать за день, вспомните людей, с которыми встречаетесь, поделитесь своими заботами и мыслями. Говорите с ребенком обо всем: о семейных проблемах, планах проведения выходного дня, о последнем хоккейном матче. Не думайте, что ваш ребенок мал и ничего не понимает. Понимает, но по-своему. Главное, что он почувствует, что вы откровенны, обращаетесь к нему как к взрослому.
   Чаще обращайтесь к ребенку с вопросами: Что нового произошло за сегодняшний день? Во что играли? Кто выиграл? Как ты думаешь, у тебя хороший друг? Почему? Расскажи, о чем эта книга? Как бы ты поступил на моем месте?
   Говорите больше с детьми, и вы убедитесь, что постепенно инициативу красноречивого рассказчика заберет ребенок. Он увлеченно заговаривает о своих, ребячьих, делах. Считайте, что ваш контакт состоялся – ребенок поверил в ваш интерес к нему.
   Теперь нужно закрепить достигнутый успех. Не стесняйтесь бегать с ребенком наперегонки во весь дух, превращаясь в лошадку, Бармалея, удовлетворяться совместным открытиям в природе. Если хотите войти в душу ребенка, надо поверить в его детский мир. Принять его таким, каков он есть. Вы, конечно, не думаете, что этого легко добиться. Главное не опоздать!
   Макаренко писал, что самодурство, не гнев, не крик, не упрашивание, а спокойное, серьезное и деловое распоряжение – вот, что должно внешним образом выражать технику семейной дисциплины.
   В воспитании нужна мера. Отец должен наказывать за непослушание – иначе в ребенке родится безответственность. Но наказание без раскаяния – не воспитывайте. Если ребенок не понял своей вины и не хочет ее искупить – наказание ничему не научит, но может озлобить.
   Во многих семьях дети все больше и больше ощущают нехватку отцовской заботы, духовного общения с отцом. Папа занят на работе, возвращается поздно. а ребенок ждет: «Вот скоро папа придет», — засыпает, так и не увидев отца. И если так пройдет неделя, месяц, так пройдут годы, то возникает парадокс: хотя вся семья живет под одной крышей, тем не менее, отец и дети не знают друг друга хорошо, папа даже не заметил, как выросли дети. Хорошо ли это? Нет, очень плохо. Потому что время зарождения настоящей сердечной дружбы прошло. Чтобы стать для детей своим человеком недостаточно быть для них отцом. Нужно, чтобы они – папа и мама с детьми – жили вместе, как друзья.
   Знайте, гордость за своих родителей – это моральный фундамент для взлета личности ребенка. Стыд за своих родителей – это тяжесть на сердце, не разрешающая ребенку взлететь до полной высоты.
Общественный инспектор по правам ребёнка Леонтьева Е. Ю.

Комментарии запрещены.