«Воспитание коллективизма у детей дошкольного возраста»

     19КОЛЛЕКТИВИЗМ — нравственное качество, которое проявляется в чувстве товарищества, принадлежности к коллективу, обязанности перед ним, умении при необходимости подчинять личные интересы общественным.
 Коллектив дошкольников — это группа детей, объединенная и организованная под руководством воспитателя на основе коллективного образа жизни в детском саду, совместной деятельности, общих близких целей, интересов и переживаний.

     Особенностью детского коллектива является то, что им всегда руководит взрослый, который направляет и координирует действия детей, формирует у них представления о роли каждого из них в жизни коллектива, о радости совместных усилий в достижении общего результата. Коллективизм у дошкольников зарождается из отдельных проявлений социальных чувств к сверстникам, основанных на потребности общения с ними: симпатии, дружелюбия, сочувствия, сопереживания и др. Под влиянием коллективного образа жизни в детском саду, в общей деятельности, в коллективных занятиях у старших дошкольников формируются качества «общественности» (А. П.Усова).
     К концу дошкольного возраста при правильном воспитании в группе дошкольников проявляются такие коллективистические признаки, как сотрудничество, взаимопомощь, элементарная ответственная взаимозависимость и контроль.
     Формирование детского коллектива проходит ряд этапов:
   1 этап- Небольшие по численности объединения детей (по 3-6 человек), возникающие в связи с общей деятельностью, чаще всего игрой
Эти объединения очень неустойчивы по составу, недлительны по времени, легко распадаются. Их организатором является воспитатель. При этом он учитывает индивидуальные особенности детей.
   2 этап- Его основная задача — сделать первые объединения детей более устойчивыми, продлить их деятельность во времени. Дети уже проявляют больше самостоятельности и организаторских умений, растет число участников объединения (8-10 человек). Выдвигаются более сложные цели совместной деятельности — игровой, трудовой.
   3 этап- Более высокий этап формирования детского коллектива; характеризуется дальнейшим ростом самостоятельности детей: они сами создают объединения, регулирует свои взаимоотношения, оценивают поведение отдельных их членов, по своему усмотрению могут и не принять в игру и исключить из нее. Появляется осознание себя как части общего, как члена коллектива. Здесь открывается возможность для объединения небольших групп в один коллектив детей данной возрастной группы. Этому способствует выполнение общего задания с общественно значимым мотивом. Каждый ребенок чувствует себя участником жизни всей группы; периодически он выполняет поручения и обязанности, имеющие значение для всех. Позиция воспитателя изменяется: вместо прямых воздействий он чаще использует косвенные, поддерживает хороших организаторов коллективных дел.
     Успешному формированию детского коллектива способствуют следующие условия: коллективная деятельность детей, совместные переживания, сплоченность коллектива работников детского сада.
     У детей младшего дошкольного возраста уже достаточно ярко выражена потребность в совместных играх со сверстниками, в общении с ними. Эта социальная потребность является предпосылкой развития коллективных взаимоотношений: в обществе детей ребенок учится соотносить свои желания с желаниями другого ребенка и всей группы ребят. Младшие дошкольники уже могут быть хорошими, отзывчивыми товарищами. Это обязывает воспитателя формировать у детей умение доброжелательно относиться к более младшим, по просьбе взрослого позаботиться о новичке, о детях, пришедших после болезни, научить другого тому, что он умеет сам. В играх, в повседневном общении со сверстниками ребята, подражая взрослым, проявляют взаимное внимание, заботу, вежливость.
     Совместная деятельность, интересная и доступная детям среднего дошкольного возраста (совместная игра, общие занятия, участие в бытовых процессах, выполнение трудовых обязанностей), является главным условием, обеспечивающим формирование добрых детских взаимоотношений. Деятельность побуждает к положительным эмоциональным проявлениям, которые служат предпосылкой развития социальных чувств и содействуют образованию первых устойчивых навыков и привычек поведения среди сверстников.
     Успешное формирование коллективных взаимоотношений зависит от целого ряда причин:
  • от имеющегося у детей опыта общения, положительных или отрицательных впечатлений, полученных ими;
  • от благоприятных или неблагоприятных условий семейного воспитания;
  • от умения воспитателя видать особенности развития каждого ребенка, опираться на его положительные качества.
     Не менее важно учитывать и влияние детей друг на друга. Это влияние успешнее всего осуществляется в небольших детских объединениях, возникающих в совместной игре или труде. Воспитатель должен поддерживать общение детей, предоставлять им возможность для самостоятельных действий и решений.
     Учитывая склонность детей к подражанию, нужно всемерно поощрять их стремление научиться хорошему, воспитывать отрицательное отношение к плохим поступкам.
     Взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста становятся значительно сложнее. Приобретение опыта совместной практической деятельности, в процессе которой дети усваивают навыки организованного поведения, совместного труда и согласованных действий в игре на основе общего замысла, содействуют развитию активности, инициативы, уверенности в своих силах. Воспитатель формирует у детей организаторские умения, умения справедливо и спокойно разрешать споры и конфликты, считаться с мнением коллектива. Для формирования у детей представлений о том, как надо жить в коллективе, что значит быть хорошими товарищами и друзьями, воспитатель использует литературные произведения, рассматривание картин и иллюстрация соответствующей тематики, проводит этические беседы.
     Для формирования социально-коммуникативных основ личности в процессе формирования представлений о дружбе у детей,  в нашем детском саду было проведено тематическое занятие «Дерево дружбы» с детьми среднего возраста. В ходе совместной деятельности с привлечением родителей у детей формировались не только представления о дружбе, а так же сомоопределение себя в группе, что способствовало сплочению детского коллектива.

IMG_20180823_090719IMG_20180822_091255IMG_20180822_092623 IMG_20180822_101136 IMG_20180907_075219 IMG_20180907_081208 IMG_20180907_075009 IMG_20180823_112039Гейдарова Н.С., воспитатель МБДОУ «Родничок»

Комментарии запрещены.